|
 О возможности создания пула промышленных предприятий для целей покупки электроэнергии на оптовом рынке

О возможности создания пула промышленных предприятий для целей покупки электроэнергии на оптовом рынке
В регионах РФ присутствует тенденция объединения промпредприятий небольшой мощности (от одного мегаватта) различных форм собственности с целью создания собственной энергосбытовой организации (ЭСО) в соответствии с Постановлением правительства № 643 от 24.10.2003г. «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» (далее Правила).
Для получения статуса субъекта оптового рынка, такая ЭСО должна иметь «
по совокупности заключенных с потребителями договоров суммарную присоединенную мощность энергопринимающего оборудования не менее 20 мВт при условии, что в каждой группе точек поставки она соответствует минимальному значению совокупной присоединенной мощности или превышает его» (пункт 14, раздел 3).
Очевидны цели создания промпредприятиями ЭСО, это:
- покупка электроэнергии на оптовом рынке в секторе свободной торговли, который станет доминирующим после окончания переходного периода в реформировании электроэнергетики;
- возможность контроля за деятельностью собственной ЭСО.
ЭСО для получения статуса субъекта оптового рынка (регулируемый и свободный сектор) обязано выполнить требования, изложенные в документах:
- «Порядок вывода на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) энергоёмких организаций-потребителей» (пост. ФЭК РФ № 110-э/19 от 26.12.2003г.);
- «Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка» (НП АТС № 36 от 31.10.2003г.).
Перед началом работы ЭСО на оптовом рынке ей будет установлен почасовой график потребления электроэнергии (мощности) с величиной отклонения ? 10% от плана потребления. При выходе потребления за пределы установленного коридора, ЭСО будет оплачивать электроэнергию (вне коридора) большей частью по повышенному тарифу (в соответствии с постановлением ФЭК № 93-э/1 от 12.11.2003г. и Информационным письмом ФЭК № ЕЯ 1268/13 от 29.04.2004г.).
В настоящий момент процедура выхода на оптовый рынок (регулируемый и свободный сектор) связана с большим объемом административной и технической работы, как то: выполнение требований 13-ти регламентов, заключения 6-ти договоров с АТС, СО, ФСК, ЦДР ФОРЭМ, и больших материальных затрат (только разовая плата за допуск к торговой системе АТС составляет 900 тыс. руб. без НДС). В этой ситуации целесообразно на первом этапе воспользоваться услугами альтернативных сбытовых компаний, уже имеющих право торговать энергией с оптового рынка.
Для иллюстрации экономической выгоды от сотрудничества с альтернативной сбытовой компанией, приведем реальный пример для территориально распределенного предприятия с суммарной мощностью энергоприёмников 50 МВт.
Сводные данные расчета экономического эффекта для предприятия приведены в таблице. Расчет приведен в приложении № 1.
Покупка Э/эн по одноставочному тарифуу АО-энерго |
Покупка Э/эн по двухставочному тарифуу АО-энерго |
Покупка Э/эн по дифференцированному тарифуу АО-энерго |
Покупка 70% Э/эн по двухставочному тарифу у АО -энерго и 30 % Э/эн у альтернативной ЭСО |
1106708 руб. |
1050317 руб. |
1120518 руб. |
931256 руб. |
105,4% |
100% |
106,7% |
88,7% |
|
Из приведенных данных (расчет проводится для одного дня 7 июня 2004г.) очевидно, что покупая 30 % электроэнергии альтернативной ЭСО, предприятие может сэкономить около 12% средств (при условии попадания в 10 % сектор отклонений, который установлен на оптовом рынке).
В связи с вышеизложенным, встает вопрос о создании территориально распределенной автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии и мощности (АИИС КУЭМ), которая охватывала бы все предприятия, относящиеся к данной ЭСО.
Известно, что данная категория предприятий (от 1 мВт) получает питание от электросетей по 1-2 фидерам, причем расчетные электросчетчики установлены на границе балансовой принадлежности, которая может переходить как по подстанциям электросетей, так и по подстанциям предприятий, создающих ЭСО.
Там, где расчетные счетчики предприятия установлены на подстанциях электросетей, все попытки предприятия установить новые электросчетчики с записью профиля нагрузки (обязательное требование оптового рынка) и оборудования для передачи с них данных в диспетчерский центр ЭСО, обречены большей частью на неудачу из-за противодействия электросетей.
В этом случае, электросчетчики должны быть установлены на подстанциях предприятия и расчет с электрическими сетями за транспорт электроэнергии ЭСО может проводится, как и прежде, на границе балансовой принадлежности , но с обязательным контролем по электросчетчикам предприятия (с учетом нормативных потерь). Эти положения по взаиморасчетам должны быть прописаны в Договоре о транспортировке электроэнергии.
Вашему вниманию предлагается (в приложении № 2) структурная схема территориально распределенной АИИС КУЭМ с центром контроля в ЭСО, поставляющей электроэнергию данному объединению предприятий. В качестве каналов связи с электросчетчиками предлагается использовать телефонную и сотовую связь.
В приложении № 3 приведен Перечень оборудования и его стоимость с НДС для территориально распределенной АИИС КУЭМ пула предприятий. Из него видно, что затраты каждого предприятия составят:
- не более 60 тыс. руб. на счетчики и оборудование для передачи данных;
- сумму в 282 тыс. руб./n (где n количество предприятий, входящих в пул), которую затратит каждое предприятие пула на создание центра АИИС КУЭМ.
Приложение 1 Расчет экономического эффекта при переходе от покупки электроэнергии у АО-энерго к покупке электроэнергии на оптовом рынке через альтернативную ЭСО 4л.
Приложение 2 Структурная схема территориально распределенной АИИС КУЭМ ЭСО для пула промпредприятий для целей покупки электроэнергии на оптовом рынке 1л.
Приложение 3 Перечень оборудования и ПО, его стоимость 1 л.
Вернуться к списку всех статей
|
 |
 |
|